Вера Дорофеева (dorofeeva) wrote,
Вера Дорофеева
dorofeeva

Category:

Бальник



Я, как увидела — «Бальник», у меня сразу платья на кринолинах в глазах закружились: «На бал, все на бал!» А оказалось, что это не имеет никакого отношения к танцам, а имеет совсем наоборот — к учебе.

Бальник, календарь, правила и дневник для записи уроков
Для мужских гимназий и прогимназий
Отпечатан в Москве, в Издательстве Товарищества  И. Д. Сытина

Под катом показано и рассказано о том, как накосячило Из-во Т-ва И. Д. Сытина; как 1 сентября в школах не проводили День Мира, а читали молебен; зачем гимназисты вырезывали страницы из школьного дневника; и в какой единственный нерелигиозный и нецарский праздник гимназисты пинали балду.

Ну, то есть, я что-то вроде наинтриговала.



Тому, кто в душе — училка русского языка и литературы, все околошкольное, в большинстве своем, приятно. А дневник — это же такая особенная школьная сущность, поэтому я каждую страничку обнюхала, каждую скрепочку посчитала и сейчас, все что насчитала-наковыряла, буду тут рассказывать. Я, конечно, ожидала найти побольше чего-то такого исключительного в гимназическом дневнике начала 20 века, но оказалось, что по сути — все то же самое. А правильнее будет сказать, что в современных дневниках — то же самое. То бишь ихний интерфейс был придуман и использован задолго до нас, и даже до революции.


Календарь для учащихся на 1909—1910 учебный год

В начале дневника напечатан календарь событий и праздников, имевших место с августа по декабрь. В конце — с января по июнь. Я опубликую только первую часть, ведь по сути они одинаковые. В общем-то, праздники и праздники. Но только уж очень понравился мне, говоря языком бетонным, но по-другому и не скажешь, способ представления таблицы календаря. А еще заботливо отмеченные для каждой недели фазы луны, местами похожие на смайлики, а еще пиктограммы, из которых объяснена только одна — отмечающая неприсутственные дни. Три другие, сообщающие тип праздника: религиозный, относящийся к царской семье и... третью не могу понять, сколько ни думала. Специально, по нажатию, опубликовала календарь в  очень большом разрешении (2МБ), чтобы можно все разглядеть, — вдруг кто-то догадается и мне расскажет. Буду признательна.




Расписание уроков и календарь неприсутственных дней



На этом развороет все знакомо, за исключением того, что, кажется, неприсутственные дни современный дневник школьникам не сообщает. Да и типографским способом зафиксированный период использования дневника (1909—1910 учебный год) тоже с высоты современной колокольни кажется маркетинговым промахом. Что делать с тиражом, если за август 1909 года он не раскупится? После начала учебного года — кому он будет нужен? Хотя, наверное, Сытинcкое предприятие, будучи крупнейшим российским издательством, могло себе такое позволить. Про то, что дневник был выпущен именно для 1909—1910 учебного года — запомним. Там, ниже, это нам еще пригодится.

А здесь пока посмотрим на неприсутственные дни.



Ожидаемые вполне для начала 20 века. Но предательски заточенный на совершенно иные красные дни календаря, глаз все равно упорно ищет 8 марта. А тут одни только церковные даты и даты, касающиеся царской семьи — рождения, восшествия на престол и прочие тезоименитства (это так они называли именины).

В календарях дневника на весь год есть только две мирские даты: Новый год и Память освобождения крестьян от крепостной зависимости. О как. Никогда бы не подумала. И, кстати, я согласна вернуть Масленицу в качестве нерабочего дня. Ничем она не хуже Праздника Весны и Труда.

Основное еженедельное



Тут все понятно — предметы, баллы, родителям на подпись. Не совсем привычный для среднего учебного заведения список предметов. Но смотрите: оценку ставили не только за поведение и прилежание, а еще и отдельную — за внимание. Тебе как бы сразу говорят: «Ты чувак, безусловно, можешь и должен достаточно времени тратить на занятия — мы тогда поставим тебе высокую оценку за прилежание. И не лить чернил в соседский портфель — это тоже правильно — будет тебе за поведение хорошая тогда оценка. Но твое безропотное сидение на жопе не принесет никакого результата, если ты в этот момент голову не включил. Оценка тебе за внимание будет тогда — кол, потому что ты все равно ничему не научишься. Так и знай». Воистину недурацкий подход к забиванию знаний в бронированные головы подростков мужеского пола. Наверное, именно в силу такой своей неформальности и человечности отметка «За внимание» потом потерялась где-то в глубинах советских редукций всего и вся. «Внимание», оно же сразу вносит ясность в совершенно неясную, но привычную нам систему оценивания прилежания и поведения. Плоскость этой системы меня всегда смущала. Чтобы всему научиться, достаточно лишь хорошего поведения и прилежания? Это все качества, которые мне необходимы? Будь паинькой, высиживай нужное количество часов в школе и дома — вот и вся задача? И вот — «внимание» (по сути своей — способность концентрироваться). Оно сразу ставит все на свои места. Получается очень осмысленный тругольник «поведение-прилежание-внимание», внутрь которого можно складывать знания. Выкинь одну из вершин, — вектор раскроется, и будет дырка, через которую начнут разбегаться в разные стороны ценности, которые туда кладут.

Обещанная ошибка верстальщиков типографии: смотрите скорее, как сверху страницы вписан чернилами учебный год: единичка врисована между двумя напечатанными цифрами. В поликлиниках так на справках медсестры врисовывают год, начиная с двухтысячного, потому что у них в шапках справок отпечатано «19__», и отпечатано миллионными тиражами. Но у нас-то дневник, который сдавали в печать именно для 1909—1910 года. А в шаблоне, чтоб их, написано «190_». Двойка им за внимание, и не боюсь я вовсе, что накосячивший наборщик Сытинской типографии будет являться ко мне в кошмарных снах с раскаленными металлическими буквами.


Билет



Мы добрались до малоизвестной нам сферы организации жизни учеников: поездки мальчиков из гимназии домой и обратно. Учиться приезжали из других городов, жили у родственников или на ученических квартирах. Относительно правил проживания в ученических квартирах дневник тоже высказывается: в самом его конце дан подробнейший свод правил, касающийся норм обучения, поведения, образа жизни и того, из какого материала должны быть сшиты гимназические шаровары и гимназический полукафтан. Но не буду занимать вас этим — может быть, как-нибудь в другой раз. Возвращаясь к билету. Ученики часто ездили самостоятельно, и для того, чтобы контролировать их перемещения (не поехал ли мальчик в Тулу к знакомой девочке, сказав в гимназии, что он едет к родителям в Орел), такой билет вырезывался из дневника и заполнялся классным наставником, после чего, с печатью, он становился официальным документом, сообщающим всем на пути следования мальчика, хули ребенок делает один в поезде Москва—Петушки.

Вот и обратная стороная билета, с правилами и шапкой, где уже родители отмечали для гимназии, что чадо прибыло в отчий дом в город такой-то, такого-то дня. Тут же ставилась и дата, когда сынуля был отправляем назад, грызть керамзит науки, с воплями «Не поеду, не хочу, маменька, папенька, родные, не губите».



Этот дневник только два раза намекает о том, что у него был владелец. Первый раз — на странице расписания (которая выше), и второй — в самом конце, где отрезана как раз такая вот страница билета. Из чего мы, конечно, сразу нафантазировали, что мальчик поступил в гимназию, но по какой-то причине быстро, уже в первую неделю сентября, покинул ее, уехав в родной дом. Дневник, купленный во Владивостоке (о чем говорит печать на обложке), попал к нам в руки в Москве. И, хотя ничто в дневнике не сообщает, в какую гимназию приехал учиться мальчик (хотя на обложке есть для этого специальное место), нафантазируем еще и то, что ехал он именно из Владивостока в Москву и обратно. Хотя расстояние между этими двумя городами намекает нам более, чем прозрачно, что фантазия наша — ересь.

Напоследок — еще одна непривычная страничка.


Удостоверение и талон к удостоверению

Страница, тоже касающаяся перемещений мальчиков из города в город. Удостоверение удостоверяло принадлежность мальчика к своей гимназии и давало право получения льготного билета на поезд.



А и все, пожалуй. Мы с Гортензией пошли кофе пить.





Tags: букинистика, офигенныекнижки
Subscribe

  • Слова без названия

    Вот уже несколько десятков лет, с самого детства (я помню, как делала это ранним утром, таким ранним, что свет еще не мягкий дневной, а жесткий…

  • Молескин, Аппстор и разочарование дня

    Если кто не знал, я фанат канцтоваров. Я обожаю все везде записывать, подчеркивать и выделять маркерами. Не знаете, что мне подарить? Дарите…

  • Ключ! Клю-у-ч! Клю-у-у-у-у-у-у-уч!

    Г. Калиновский. Иллюстрация к книге «Алиса в стране Чудес». Скан утащен у shaltay0boltay Игорян с Ленкой, они в Варшаве…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Слова без названия

    Вот уже несколько десятков лет, с самого детства (я помню, как делала это ранним утром, таким ранним, что свет еще не мягкий дневной, а жесткий…

  • Молескин, Аппстор и разочарование дня

    Если кто не знал, я фанат канцтоваров. Я обожаю все везде записывать, подчеркивать и выделять маркерами. Не знаете, что мне подарить? Дарите…

  • Ключ! Клю-у-ч! Клю-у-у-у-у-у-у-уч!

    Г. Калиновский. Иллюстрация к книге «Алиса в стране Чудес». Скан утащен у shaltay0boltay Игорян с Ленкой, они в Варшаве…